10. МАКРОФИЛЬТРЫ И ПОЛУЛИНЗЫ.
Хотя макросъёмка не входит в тему этой статьи, но некоторые макрофильтры, называемые полулинзами, могут пригодиться и пейзажисту. Понять принцип их работы невозможно без рассмотрения их "старших братьев" - макрофильтров, то есть фильтров для макросъёмки. Макрофильтры представляют собой выпукло-вогнутые линзы различной кратности: +1, +2, +3, +4 и +5 диоптрии и называются, соответственно, "Close Up" или "Macro Close Up" с указанием кратности. Спешу развеять надежды большинства начинающих макросъёмщиков - эти фильтры не приближают и не увеличивают ваш объект съёмки в 5 раз, к примеру. Эффект, даваемый этими фильтрами, заключается в другом - они позволяют уменьшить минимальное расстояние фокусировки объектива, то есть снимать гораздо ближе от объекта. Как известно, чем ближе объект съёмки, тем он крупнее, на этом и основан макроэффект этих фильтров. К примеру, если объектив Sigma 28-80мм имеет минимальную дистанцию фокусировки примерно полметра, то применение макрофильтра кратностью +3 диоптрии позволяет уменьшить её до 15...17см, в зависимости от величины фокусного расстояния. Образно говоря, эти фильтры лечат фотоаппарат от "дальнозоркости", и это действительно даёт некий макроэффект, особенно на больших величинах фокусных расстояний (которые, как известно, тоже приближают предметы), но при этом приходится мириться с размытостью по краям кадра.
Теперь о полулинзах. Представьте себе макролинзу, разрезанную пополам - вот так и выглядит полулинза. Она изображена на фото справа. Такие фильтры имеют название "Split Field" или "Filt-Up". Задача полулинзы заключается в том,чтобы получить одинаково резкими предметы, расположенные на разных расстояниях, например, лес далеко на дальнем плане и цветочек в 15 см от фотоаппарата.
Для примера, посмотрите на фото 14. При попытках зуммирования без фильтра вы сможете получить резким либо цветочек (и то на расстоянии 50см от фотоаппарата), либо дальний план (фото слева сверху и снизу). Применив полулинзу (фото справа), вы получите резким и то, и другое, а кроме этого, к цветку можно приблизиться до 15см. Важно знать, что для таких трюков срез полулинзы должен совпадать с каким-либо прямым горизонтальным (или вертикальным) объектом, иначе на фотографии будет видна полоса. Наилучший эффект даёт применение полулинзы на больших фокусных расстояниях, порядка 80-100мм.
Фото 14. Фильтр SPLIT FIELD +3 (113) серии P фирмы Сokin. 11. ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬТРЫ.
Завершают наш обзор цветные фильтры. К ним относятся такие фильтры, как красный (R), оранжевый (YA), жёлтый (Y), зелёный (G) и голубой (B), использующиеся в основном в чёрно-белой фотографии, а также синий фильтр 80, с которым мы уже знакомы. Часто в обозначении рядом с буквой стоит цифра, показывающая степень плотности фильтра. К примеру, жёлтый фильтр Y2 плотнее фильтра Y1. Также замечу, что красный фильтр R2, известный как RED-25 также используется в инфракрасной фотографии. Основное предназначение красного, оранжевого и жёлтого фильтров - усилить контраст при съёмке на чёрно-белые материалы, которые обладают большей чувствительностью к синей части спектра, чем к красной его части. Поэтому без этих фильтров фотографии, снятые под открытым небом, будут казаться неконтрастными и белёсыми. Применение жёлтого фильтра немного повышает контраст и ослабляет дымку, оранжевый фильтр имеет более сильный эффект (автор снимает на чёрно-белую плёнку именно с этим фильтром), а красный фильтр создаёт наивысший контраст, придавая, к примеру, небу с облаками очень драматичный вид.
Несмотря на то, что применение этих фильтров в цветной фотографии нецелесообразно, есть один случай, когда их применение может принести Вам очень удачные результаты. Дело в том, что белый цвет, как известно, можно получить, смешав красный, зелёный и синий цвета. Так, если вы возьмёте и сложете вместе три фильтра этих цветов, то Вы получите нейтрально-серый цвет. Этим обстоятельством как раз и пользуются некоторые фотографы-пейзажисты при съёмке пейзажей с текущей водой или водопадов. Установив камеру жёстко на штатив, делаются три последовательные экспозиции одного и того же кадра (наложение) с разными фильтрами. При этом, величина экспозиции при каждом снимке составляет 1/3 от нормальной, замеренной через все три фильтра. В результате получаются чудесные виды с игрой разноцветных струек или капелек воды. Вы и сами можете проделать такой эксперимент, даже если у Вас нет довольно редкого зелёного фильтра, а есть жёлтый - в этом случае можно сложить синий и жёлтый фильтры вместе, и получится искомый зелёный.
В заключение хотелось бы привести мнение американского журнала "Outdoor Photographer": "Что общего между средствами для повышения потенции, силиконовой грудью и светофильтрами? - Вы можете использовать то и другое, только никогда не говорите никому об этом."
Вот собственно и всё, что хотелось рассказать о съемке пейзажей со светофильтрами. Буду рад, если эта заметка разбудит в чьей-либо душе интерес к этим маленьким помощникам, играющим огромную роль в любительской и профессиональной фотографии.
|