Главная » 2009 » Май » 22 » Съемка в городе… и не только
Съемка в городе… и не только
15:28
По этой теме, как и по другим, можно дать несколько инструментальных советов, но вся беда (и прелесть) в том, что фотография не может существовать на исключительно инструментальном уровне. Начинается все как раз не с инструментов, а с того, как мы видим и что именно хотим сказать. Если пользованию инструментом можно научить, то научить видению нельзя, зато его можно развивать самостоятельно, изучая сделанное другими, — и процесс этот бесконечен. Другими словами, видением можно поделиться, показывая другим свои кадры. Поэтому самый интересный опыт раскрывается на конкретных примерах, а не в общих неоспоримых правилах. Ниже мы пойдем от общего к частному, и именно эти частные случаи помогут найти выход в разнообразных съемочных ситуациях.

Изучить «профайлы» различных городов. Это важно на этапе разработки маршрута: определить, что именно вам интересно и в какой точке можно получить нужный вам срез впечатлений. Возможны несколько вариантов: единая тема, раскрытая в различных местах, или разнообразие тем из разных регионов. В любом случае ясно одно: чтобы верно выбрать, нужно изучить страну как можно подробнее, особенно если она велика и многогранна (скажем, Китай или Индия).
Посмотреть фотографии, сделанные в местах, которые представляют для вас интерес даже если это просто фото на память: в изображении сосредоточено много информации, а это именно то, что вам нужно для ориентира. Фотографии можно найти, например, на www.flickr.com, однако следует учитывать год съемки, так как в той же Юго-Восточной Азии все меняется очень стремительно: реки перегораживаются плотинами, уровень воды поднимается, целые селения оказываются затопленными и т. п.

Изучить ритм города: где и когда есть жизнь? Предварительно это можно сделать по путеводителям, из которых, на мой взгляд, лучшими являются Lonely Planet, www.lonelyplanet.com. Чтобы сориентироваться, необходимо прочитать как можно больше материалов по теме, обращая внимание на время работы тех или иных туристических точек, а также принимая во внимание местные традиции — например сиесту. На ритм города (селения, деревни) может влиять сезон, температура, продолжительность светового дня, размеры самого населенного пункта и многие другие факторы, часть из которых вы сможете оценить, лишь оказавшись на месте. Тут-то и стоит вступить в контакт с местным населением, от которого можно получить массу интереснейшей информации. Скажем, где именно проходит карнавал, на какой площади собираются люди, какие улицы будут перекрыты, какие точки будут доступны, можно ли подняться куда-то, чтобы сделать кадр сверху, какое количество народа ожидается, когда конкретно начнется салют и сколько продлится — ответы на все эти вопросы помогут правильно сориентироваться и передвигаться вместе с действием. В противном случае у вас может не оказаться физической возможности добраться до интересной точки.
Сразу или потом? Есть фотографы, делающие наиболее удачные снимки, что называется, по горячим следам — то есть сразу по приезде в новую точку, а есть такие, которые должны сначала привыкнуть к незнакомому месту. Если вы знаете свой психотип, то вам легче планировать маршруты.
Удивляться и замечать. Фотограф — это тот, кто видит и невидимое. Изначально мы настроены на то, чтобы замечать все необычное. Искать его в повседневности мы не склонны, а вот путешествуя, жаждем увидеть «что-нибудь эдакое» постоянно, поэтому восприятие обостряется. Хотелось бы, однако, чтобы нам удавалось удивляться, не отъезжая слишком далеко от дома, поскольку множество замечательных моментов мы упускаем просто в силу их привычности. Это я к тому, что путешествие — в широком смысле — на самом деле начинается внутри нас.
Факт и состояние. Здесь мы переходим на чуть более абстрактный уровень. Когда-то я взял в руки фотокамеру, чтобы фиксировать то, что случайно замечал. Теперь же специально езжу повсюду с фотоаппаратом, чтобы что-то лучше понять. В самом общем виде это и есть два подхода к съемке daily life: кадр как фиксация действительности и кадр как ее осмысление. В первом случае фотограф — фиксатор, во втором — сторонний наблюдатель (на английском — гениальное bystander: «стоящий около»). Результаты будут отличаться коренным образом. В случае фиксации получается кадр, содержащий факт, а в случае осмысления кадр содержит «факт плюс состояние». Вся сложность состоит в том, что в любой съемочной ситуации, в одних и тех же условиях можно получить и фотографию факта, и фотографию состояния. В кадре из экзотического уголка чаще всего содержится масса фактур. Однако если поставить задачу передать человеку в одной точке ощущение пространства и человека в другой, к фактурам неминуемо потребуется добавление состояния. И когда в мелком бытовом моменте удастся разглядеть нечаянный шепот вечности, такой кадр получит право перешагнуть края контактного листа. Именно подобный «бытовой эпос» стоит искать в путешествиях — и не только.
Открыть и записать. Эдвард Вестон (Edward Weston) говорил: «His seeing must discover before his technique can record» — «Его видение должно открыть, прежде чем его техника сможет записать». Любопытно, что Вестон использует именно глагол «открывать», в котором заложено следующее: прежде чем сделать кадр, ты должен совершить открытие, то есть открыть для себя ту или иную ситуацию, человека, объект, понять их по смыслу и графически. Понять ситуацию не значит понять происходящее буквально. Скорее, нужно понять ее по-своему, выбрать свою трактовку реальности и заложить ее в кадр. Именно под таким углом я предлагаю смотреть на фотографию — и на путешествие.
Категория: Фото уроки | Просмотров: 1585 | Добавил: Bird | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]